Корейцы в России. Корёсарам вчера и сегодня

Корейцы в России. Вчера и сегодня

Многие из нас встречали людей с такими фамилиями, как Ли, Ким, Пак и Цой. Все они – русские корейцы, или как они сами себя называют «корё сарам». Как же появились корейцы в России? Давайте обратимся к истории.               

                В далеком 1864 году 67 выходцев из корейской провинции Хамгён перешли реку Туманган и основали в Южно-Уссурийском крае поселение Тизинхэ. В ноябре этого же года военному губернатору Приморья дается распоряжение о поддержании корейцев, желающих обосноваться на Дальнем Востоке.

В 1865 году корейские переселенцы начинают принимать православие.

А зимой следующего года почти все жители двух корейских деревень – Пэгам и Сандомса переходят границу с Россией.

Масштабы первой волны переселения корейцев в Южно-Уссурийский край Приморья России:

Месторасположение корейцев Число семей Число корейцев
Мужчины Женщины Дети
В слободе Резаново 124 368 293 661
По р. Сидими 11 30 24 54
Живущие временно в Резаново 48 134 45 249
По р. Монгугай 8 21 14 35
Всего 185 553 276 999

 

В августе 1868 года корейцы начинают обосновываться во Владивостоке. Для обучения детей переселенцев русскому языку открывается школа.

В 1869 году в провинции Хамгён случается наводнение, после чего более полутора тысяч корейцев переходят границу с Россией.

AQ5eFk8W1SI

За зиму 1869-1870 гг. российскую границу перешло 6 тысяч корейцев.

В последующие несколько лет корейцы в России активно расселяются на территории Приморья, образуют села и открывают школы при поддержке Министерства образования. К 1877 году число корейцев в Южно-Уссурийском крае составила 6142 человека. В 1882 году – 8385 человек.

В 1894 году насчитывалось уже 10 корейских школ. В 1985 году число зарегистрированных корейцев составило 18400 человек. Это связано с аннексией Кореи Японией. Корейцы смотрели на Владивосток как на «уцелевшую цитадель независимости».

NO3h4FxJn6Y

 

А в 1908 году во Владивостоке появляется школа, которая ведёт обучение для корейских детей младше 12 лет. Они обучаются корейскому письму и чтению. Начинают издаваться еженедельные газеты на корейском языке.

В 1915 году численность корейского населения достигла 72500 человек. Корейских рабочих начали принимать на работу на промышленные предприятия, находящиеся восточнее р. Волга.

В 1923 году встал вопрос о выселении корейцев с Дальнего Востока. Обсуждались проблемы дискриминации по национальному признаку. Количество корейцев, проживающих на Дальнем Востоке, составило около 110 тысяч человек. Уровень грамотности составлял 20%. Далее была запрещена народная медицина, а в рамках антирелигиозной компании праздник Тано был переименован в День спорта корейских граждан. В 1925 году Чусок был заменен Днем урожая.

С 1928 года идет активное переселение корейцев из Приморья в Южный Сахалин. Более трехсот корейцев мигрируют в Казахстан.

1937 год – выходит постановление о выселение корейцев с пограничных районов. Казахская и Узбекская ССР организуют прием и размещение депортированных корейцев. К октябрю в Казахстан прибыло 95265 человек, Узбекистан – 171871 человек. Переселение было насильственным.

1939 год – численность корейцев на территории СССР составляет 182339 человек.

-s5SDKpLBmc

Активно строятся учебные заведения для детей переселенцев, открываются театры, выходят в свет газеты на корейском языке, образуются колхозы. Большое количество корейцев, проживающих в Узбекистане, заняты на угольных месторождениях. В последующие годы корейцы занимают всю большую нишу в сельском хозяйстве СССР, а также принимают активное участие в различных культурных мероприятиях, организуют ансамбли.

1975 год – по рынкам Советского Союза начинается триумфальное шествие так всем полюбившегося салата из моркови. Позже южные корейцы будут спрашивать об этом блюде у корё сарам.

btGgOdpojdE

После распада СССР устанавливаются дипломатические отношения с Южной Кореей, в странах бывшего СССР открываются центры культуры, в ВУЗах появляются направления с изучением корейского языка. Появляется все больше литературных изданий и телепередач на корейском языке. Пишутся первые книги о переселении, о том, какой путь пришлось пройти корейцам, чтобы стать корё сарам.

Корё сарам — этнические корейцы в России — не забывают своих традиций и по сей день. Во многих городах нашей необъятной и гостеприимной страны празднуются такие праздники, как Чусок и Тано, активно действуют областные и районные культурные центры, стремительными темпами крепчают отношения с Южной Кореей.